Дизайн-код и визуальное засорение. Главный архитектор рассказал, когда «почистят» Соборную, – не скоро

Прочитали: 901

Архитекторы, общественные деятели и местные жители уже много лет говорят о том, что улицы Николаева пестрят навязчивой рекламой, а предприниматели самовольно строят капитальные «летники» прямо на пешеходной зоне. При этом узаконивать свои постройки в органы местной власти они приходят постфактум. 

В связи с многочисленными карантинными ограничениями, заведениям общественного питания на протяжении длительного времени было разрешено работать только на вынос или на открытых площадках. Соответственно, количество новых построек за последний год на главной пешеходной улице Николаева существенно возросло. Как показывает практика, демонтировать их не так уж и просто. 

NikLife решил обратиться за разъяснениями в вопросе дизайн-кода всего города и благоустройства улицы Соборной к главному архитектору города Андрею Цымбалу. Он сообщил, что ныне визуализацию того, как должно выглядеть оформление фасадов, витрин и вывесок магазинов, имеют только три квартала главной улицы. Участок улицы Соборной от Адмиральской до Большой Морской имеет свой эскизный проект комплексной реконструкции. И это благодаря разработке «Агенции развития Николаева», которая была представлена еще в 2017 году. 

— У нас, фактически, на сегодня разрабатывался только дизайн-код для улицы Соборной «Агенцией развития». После этого, с учетом разработанного дизайн-кода, был выполнен эскизный проект по комплексной реконструкции улицы на первые три квартала от Адмиральской до Большой Морской. Это включает в себя приведение в единый архитектурный облик фасадов и пешеходной части, упорядочивание летних площадок, вывесок и т.д. Была выполнена эта работа, — сообщил Андрей Цымбал. 

Однако, как известно, за эти наработки не было голосования депутатов городского совета. 

Главный архитектор города отметил, что по остальной части улицы Соборной пока работы приостановлены. Для того, чтобы реализовать проект комплексной реконструкции на практике, необходимо внести изменения в правила благоустройства. Сейчас работа направлена на то, чтобы «убрать визуальное засорение улиц».  

— По остальной части работы пока чуть-чуть приостановлены, потому что готовятся изменения в правила благоустройства. Это будет касаться и наружной рекламы, вывесок, временных сооружений. Сначала мы хотим привести в порядок правила, а уже на основании них разрабатывать схему. Сейчас мы более сосредоточились на рекламе, чтобы убрать визуальное засорение улиц, — добавил главный архитектор. 

Без внесения изменений в правила благоустройства у города, фактически, «связаны руки». Оформление только одного решения про демонтаж незаконной, аварийной  рекламы или других конструкций, в том числе «летников», занимает несколько месяцев

Андрей Цымбал пожаловался на длинную процедуру, которая передует самому демонтажу, а также затягивание вопроса со стороны членов исполкома. В минувшей каденции много проектов решений не голосовали вовсе. 

— Для чего и нужно утвердить новые правила? Допустим по рекламе, когда мы внесем изменения, фактически, у нас не будет проходить несколько месяцев, чтобы только оформить решение про демонтаж конструкций с нарушениями: аварийные, с санитарными нарушениями. Составив акт, мы сможем готовить приказ про демонтаж, То же самое мы отрабатываем в правилах благоустройства, чтобы можно было, действительно, более оперативно на это влиять. Действующий порядок предполагает очень длинную процедуру и из-за продолжительного времени кто-то обращается в суд. Вообще не голосовали много вопросов по демонтажу на исполкоме в прошлой каденции. В этом году мы должны привести в порядок именно правила, чтобы иметь действенный инструмент, — акцентировал Андрей Цымбал.

Таким образом вопрос о разработке единого дизайн-кода для города ныне еще открыт. С 2017 года, собственных разработок, даже по центральной улице, управление архитектуры не представило. Упомянутый проект комплексной реконструкции трех кварталов также презентовала «Агенция развития». На сегодняшний день, по информации NikLife командой Александра Сенкевича рассматривается днепровское решение проблемы с соответствующими правилами и алгоритмом работы. Однако, непонятно, будет ли оно воплощено в жизнь и насколько скоро.

Соборная — это «лицо» города для туристов, а ныне на ней царит «архитектурное беззаконие». При этом Андрей Цымбал уверяет, что изменения будут, но только когда внесут изменения в правила благоустройства. А бюрократические вопросы, как известно, в Николаеве решаются очень долго. 

Отметим, что 16 марта, состоялось обсуждение межфракционного законопроекта № 5094 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования законодательного регулирования в области наружной рекламы». Законопроект предусматривает разработку дизайн-кодов публичных пространств. Предлагается, чтобы громады могли самостоятельно определять, какие форматы конструкций в них могут быть размещены, передает «Апостроф».

«Міжфракційний законопроєкт об'єднує всі норми і вимоги щодо зовнішньої реклами, основними його принципами є відкритість і прозорість, що дозволить створити єдину європейську модель функціонування ринку зовнішньої реклами, а це стане важливим кроком на шляху євроінтеграції України», — отметила заместительница главы Верховной Рады Елена Кондратюк. 

От принятия закона выиграет и бюджет. Предложенные изменения уберут лазейки для размещения несанкционированной рекламы. Сейчас такой больше вдоль автодорог. Прогнозируется, что поступления в бюджет за счет закрытия «серого» рынка возрастут почти вдвое. Как данный законопроект отразится на ситуации с обилием рекламы в Николаеве будет видно. 


Главный архитектор Николаева Андрей Цымбал 


Дизайн-код Соборной, представленный Агенцией развития