Как в Николаеве на Пасху побили евреев!

19.04.2012 10:00

Так как Пасхальные гуляния в Николаеве уже прошли, пришло время рассказать про один из самых постыдных Пасхальных праздников, произошедших в нашем городе. Обычно подобные истории редко любят вспоминать, но и утаивать их не стоит, потому как они несут в себе воспитательный и предупредительный характер.

Случилась как-то на Пасхальные праздники в Николаеве не самая хорошая история. Длилась она три дня с 19 по 21 апреля 1899 года. Влас Дорошевич, замечательный на те времена журналист, король фильетона, не скрыл этот, в чем-то достаточно постыдный исторический факт. И расписал в своей статье увиденное.

Влас Дорошевич

Теперь можно узнать и удивиться странным деталям происшествия в нашем городе. Во время Пасхальных празднований 1899 года в Николаеве происходил погром еврейских жителей. Как утверждает Дорошевич, посмотреть было на что. Посмеяться тоже - с разбушевавшейся толпы, конечно.

«Николаев охватила паника. В окнах появились иконы, пасхи, ночью многие нарочно открыли ставни и зажгли лампады, чтобы толпа в случае ночного погрома видела, что здесь живут христиане. Иконы, как я говорил, появились и во многих еврейских домах. Николаев не спал» - описывает ситуацию в городе Влас Дорошевич.

Тогда на 100 тысяч населения приходилось 30 тысяч евреев. Пух летал по центру города, битые стекла хрустели под обувью не испугавшихся выйти на улицу. Правоохранительные органы рекомендовали без особой на то надобности вообще не выходить из домов. Ставни и двери были крепко затворены. По городу бродили толпы разъяренных жителей и изгалялись над евреями. Весть эта очень быстро разлеталась по соседним уездам, и о Николаеве заговорили, как о городе не спокойном, взбалмошном и агрессивном. Слегка абсурдном и не предсказуемом.

Правда, особой жестокости не было, женщин никто не бил, скорее погромы напоминали недовольную толпу неудовлетворенных результатами матча болельщиков. Лавки разбивались в дребезги, вылетали стекла домов, а встречные на улицах евреи получали добрую порцию оплеух. Как и любые другие погромы, сперва все началось с обыкновенных шалостей, а потом, когда «шалуны» вошли в азарт, ситуация усугубилась!

На второй день погрома, а это было 20 апреля, на Сенной площади собрался толкающийся люд. Как утверждает Дорошевич, около 5000 человек. Среди этого количества он разглядел решительное число «слобожан» - жителей слободки, каковых назвал «большими пьяницами и озорниками». Сам военный губернатор явился на площадь с заявлением, но это совершенно не переубедило странно настроенный народ. Не переубедили и 150 казаков вместе с полицией, прибывшие навести порядки.

Толпа мирно слушала обращение, к полдню все же не выдержала «занудства» и, разделившись на две части, ринулась в город. Правоохранители, поспешающие вмешаться в ситуацию, схлопотали каменным обстрелом в свои персоны. Первая еврейская лавка, которая была уничтожена, находилась на Сенной, она промышляла готовым платьем.

К сожалению, для еврейских жителей в это время в городе умащивались мостовые, и на дорогах готовились к своей участи множество камней – спонтанного оружия против еврейского народа. Дорошкевич удивлялся, как точно разделяла бушующая толпа, где дом еврейский, а где русский. К тому же, еще он упоминает про то, что некоторые еврейские здания были подписаны мелом. Этот факт скорее подчеркивает, что разбои были спланированы заранее.

Достаточно удивительный факт! Влас опять-таки несколько раз подчеркивает, что толпа не была пьяная более того… Единственные лавки, которые они не громили – это были алкогольные лавки. Даже несмотря на то, что их хозяевами были евреи.

«На одной из слободских улиц перепуганный сиделец казённой винной лавки хотел было запереть лавку, но буяны его остановили:

— Стой. Не надо! И заставили продавать им водку, расплачиваясь совершенно аккуратно», - говориться в исторической статье.

Больше всего потерпел убыток дом, на то время олигархического николаевского городского подрядчика, еврея Либина. Его дом полностью был разорен и убыток составил около 25 тысяч.

Но что является очень любопытным фактом, весть о разгроме быстро облетела всю окраину и там тоже нашлись добровольцы принять участие в массовой шумихе. Особенно отметил Дорошевич представителей Богоявленска (современных октябрьских жителей). Подъехали они с самого утра к привозному рынку.

«Это были «посадские люди» из Богоявленска, жители которого считаются отчаянными головорезами и готовы на грабёж во всякое время дня и ночи, из Водопоя, знаменитого своими конокрадами. Они понаехали в город в телегах, нагруженных заготовленными «для всякого добра» пустыми мешками, — на каждой телеге парней по шести, по восьми», - удивляется Дорошевич.

Благо на тот момент со стороны власти все было схвачено, и ребята из Водопоя и Октябрьского вернулись обратно с пустыми мешками. Только не тут-то было! Так просто гости центра этого не оставили.

«Посадские люди» сорвали злость на еврейском кладбище, мимо которого они ехали: разбили дом сторожа и исковеркали много памятников. И живым, как видите, досталось и мёртвым», - рассказывает Дорошевич! Таковы факты, которые закрепляют некоторые городские стереотипы!

Забавно описал Дорошевич и николаевскую жадность! После того, как погром был подавлен, полицейские очень удивлялись отлавливая среди жителей грабителей. Некоторые выглядели весьма любопытно!

«На одном, например, было надето один на другой, шесть пиджаков, пять панталон. «Слоёный джентльмен» едва мог ходить, не в состоянии был согнуть руки. Одного «босяка», рабочего из порта, поймали с поличным потому, что он не только не мог бежать, — не мог идти. В участке он молил, чтоб прежде всего с него сняли обувь. Ноги у него совсем посинели. Пришлось разрезать обувь, чтоб её снять. Оказалось, что злосчастный человек грабил лавку обуви и надел женские полусапожки!»

Первыми подозреваемыми выступали толстые женщины. Их «брали» в первую очередь. И часто не зря. Чего только не находили в последствии под пышными буфами! "Вынимали по штуке фая, сукна, миткаля, по шести фуражек, по пяти с половиной пар разрозненных ботинок, — всё это вместе!»

В общем был только один человек. Причем из ружья, и тот не еврей вовсе. Собственно и николаевские гостиницы здорово подзаработали в те дни, укрывая от разбушевавшегося народа еврейские семьи! Таковыми были события в одну из Пасх в Николаеве! Немного стыдно, но приходится принять за факт.



Фото: LiveJornal, kievforum.org

Таня Грачева

Последние новости

Телеведущий Коля Серга разыскал родных и близких девочки Софии из Николаева
18.05.22 14:22
В Николаеве пройдет благотворительный футбольный турнир ради помощи ВСУ. Не хотите поучаствовать?
14.05.22 12:16
Теперь в Николаеве будут курсировать пять экологичных автобусов-гармошек. Это помощь городу из Варшавы
14.05.22 10:15
Спасают жизни работой и заботой: николаевские медсестры отметили профессиональный праздник танцем в стиле диско
12.05.22 12:15
Ангелы войны: художники создали арты погибших николаевцев и разрушенных зданий от российских ракет
11.05.22 16:41
Весна среди разрухи и человеческой трагедии: здание ОГА спустя месяц после удара оккупантов
03.05.22 11:15
Фонд HEKS/EPER привез в Николаев 60 тысяч литров воды: «Сейчас это самый ценный и стратегический продукт»
29.04.22 19:00
Память о трагической истории и морские мотивы: представлены еще 3 варианта реконструкции разрушенной Николаевской ОГА
26.04.22 10:55
С верой, что свет победит тьму: николаевцы под угрозой обстрелов отметили Воскресение Господне
24.04.22 15:55
Искусство в войну: художники написали картины и создали арты разрушенной Николаевской ОГА
19.04.22 16:38