Трагическая история николаевского селения «Красивая река»

31.01.2013 10:00

Далеко не все николаецы, по праву гордящиеся историей своей области, знают судьбу колонии Ефингар, на месте которой сегодня размещается село под названием Плющевка. Эх, режиссеры, искатели трагических историй, желающие заработать на экранизации блокбастера, не там вы ищите драму!

Что же такое Ефингар? «Красивая река», если быть точным, в переводе с иврита. Историю следует начать с 1806 года, когда 36 еврейских семей из Могилевской губернии решили вплотную заняться хлебопашеством. Министр внутренних дел Кочубей из Петербурга дал на это добро. Только сперва велел поехать да самостоятельно выбрать самую подходящую для сего землю. Ею и оказался живописный кусок расположенный на левом берегу реки Ингул. Согласитесь, весьма лестный комплимент, как для нашего края.

Так, в 1807 году под внимательным оком Нохима Финкенштейна в Херсонской губернии была основана первая еврейская земледельческая колония! С землей евреи и правда не прогадали! Именно с этого места Ингул задумывает течь тремя рукавами омывая низменную долину, увиливая меж густых рощей. Вода была превосходна, сперва, когда селение еще не обзавелось колодцами, воду брали прямо из реки!

Естественно, первые времена приходились несладкими. Непаханая земля, отсутствие навыков, да и климат сыграл свою роль, встретив гостей не слишком добрадушно. Не все «пришельцы» выдерживали столь неблагоприятные условия, где царили болезни, а смертность была пугающе высока. Кто-то убегал в город, кто-то пропадал без вести. Но многие все же верили в светлое будущее и в то, что скоро на этом месте запахнет свежим хлебом и заслышится детский хохот.

Школьная фотография. Ориентировочно 1937 г

Через три года в 1810 году на этом месте уже проживало 154 мужчин и 110 женщин, вместившихся в 41 семью. В колонии насчитывалось 39 домов: 12 каменных, 26 земляных и один деревянный. Но большей частью народ размещался в землянках. Строительство никак не могло удовлетворить потребности местных жителей. Дела шли слишком уж «скрипя», поводов верить оставалось все меньше. Подкосил неурожай в 1811 году. Из-за внезапного голода колонисты остались без крыш. Кровля пошла на корм скоту. Себя же евреи баловали лишь вареным щавелям, да ингульской водой.

Но подобная бедность вскоре была ликвидирована. В книге датированной 1838 годом «Испытующий праведника», автором которой приходится Иосиф Перл наших земляков есть за что похвалить:"Колония на берегу реки Ингул стала домом для пятидесяти семей, которые старательно обрабатывают свою землю. С утра воскресенья до кануна Святой субботы в пятницу они работают на своих участках земли. Те, чьи участки находятся далеко от колонии, живут и готовят еду прямо в поле. Их жены и дети помогают им в работе, стоя рядом с ними во время сбора урожая ... Каждый хозяин имеет пять или шесть голов крупного рогатого скота, два вола, две лошади, овец и большое количество домашней птицы. Изготавливаемые колонистами масло и сыр очень хорошего качества. Даже христиане покупают эти продукты, несмотря на их высокую стоимость. Короче говоря, они усердно и неутомимо делают свое дело. Они верят в то, что делают".

Семья Мойше-Ицы Гуревича. Ориентировочно 1920 г

К тому же, колонисты подходили к своему житию со всей ответственностью. Приходилось организовывать и самоуправление во главе с шульцом. Первым, кто стал на этот пост был Нохима Финкенштейн. Но, несмотря на то, что лидерство было вполне оправданно, за должность старосты боролись достаточно жестко. Претенденты вдавались в хитрости…. Доносы, беспочвенные жалобы, заставляли руководство постоянно держать ухо востро! К тому же, евреям было достаточно сложно вступать в официальный контакт с соседями за помощью, так как русской грамотой владел лишь писарь, который посему занимал очень авторитетный пост в обществе. Можно сказать, именно от него зависели «Международные отношения», приехавших евреев с управой Херсонской губернии…

Активисты Ефингара. Ориентировочно 1935 г.

Жилось в колонии право не скучно. Несмотря на то, что село могло похвалиться только лишь тремя улицами. Туда еще подселили в середине XIX века немецких колонистов. Конфликтов добавилось. Правда, в конечном итоге, колония от этого только выиграла, так как стала развиваться по образцу недурственно сформированных немецких фермерских хозяйств.

Да и в архитектурном плане (если так можно сказать) можно было подметить выгодные изменения. Так, в «Красивой реке» появились симпатичные белые домики с заборами. Евреи же зачастую обходились и вовсе без двора. Вскоре манеры немцем пришлись постояльцем по духу и они стали брать с них хороший пример. Вскоре Ефингар можно было назвать самой миловидной колонией в окрестностях. Раскинувшаяся на высоком берегу она была чиста, так как располагалась на песчаном грунте, болота здесь месить было не из чего.


Дошло до того, что ефингарцам начали даже завидовать. И таки было за что. Например, засматриваясь на «подвиги» колонистов, российское правительство решило «выписать» серебренную медаль на Станиславской ленте местному раввину Сыроту. Правда, чтобы получить эту награду, нужно было заплатить 15 рублей. Тут-то пришлось изрядно потрудиться, переписки велись долго, но в конечном итоге в 1863 году 100 рублей из казны все, же удалось урвать без предоплат!

Вскоре одним хлебом колония перестала быть сыта. Она начала осваивать и другие ремесла… В 1896 году на хозяйстве «Красивой реки» уже числилась даже метеорологическая станция! Не говоря уже за два еврейских молитвенных дома, школу, два десятка торговых лавок, две корчмы, бани и один винный погреб. Добрые условия увеличивали численность населения. В конце столетия там уже можно было насчитать 2300 жителей, 98 процентов из которых были евреи. Правда, были и недовольные! Сорок семей из всего количества еврейских колоний Херсонской губернии отправились из Одессы в Аргентину. Но это скорее свидетельствовало о том, что население развивалось и вожделело уже более развитое общество.

В «Красивой реке» не жалели сил и на образование! В 1905 году учитель Владимир Лисянский крепко берется за ученость! Он начинает обучать взрослых, строит библиотеку на удивление богатую на книгу.

Хорошие времена для Ефингара окончились, когда над небом зависла туча Октябрьской революции. Гражданская война сеяла многочисленные погромы, которые не могли не коснуться еврейского городка. Жителям пришлось научиться обороняться, обзавестись охраной. Это были первые ласточки приближающихся черных дней. Сразу после гражданской войны – следующая волна – голод, виной которой была продразверстка, детище «военного коммунизма». Множество людей умерло от болезней, погромов, дети остались сиротками. Селение старалось выжить. Советская власть, как бы была только «за»! В первые годы ее правления в «Красивой реке» организовали комитет «неимущих крестьян». Ефенгарцев начинали убеждать в правоте коммунистических истин. Чему яркое подтверждение - действие кружка сионистской молодежной организации «Югенд», который выпускал журнал «Гехалуц», правда, считающийся нелегальным. Многим жителям «реки» советские правила приходились по вкусу.

А так как к тому времени уже «проснулись» международные еврейские благотворительные организации, колония начала приходить в себя. В 1926 году ефенгарцы запустили деятельность сельскохозяйственного общества с великолепным названием «Выгода». Название было дано вполне меткое, так как организация эта промышляла тем, что обменивала хлеб на другие блага.

Следующей убийственной волной, захлестнувшей едва пришедшую в себя «красивую реку» стала коллективизация. Шесть жителей колонии отправили в лагеря на срок 10 лет за кулачество. Из домов «кулаков» организовывают сельсовет и другие государственные учреждения.


Далее, голодомор 32-33 годов…. Борьба с религией, к которой местные евреи были очень неравнодушны. Закрытие синагоги и молитвенного дома окончательно подломило дух. Вернее заставило местного жителя решительно смириться с законами советской власти. Но ефенгарцы опять поднимаются на ноги, только уже теперь советскими евреями. Крепнут местные колхозы. В середине тридцатых годов один из колхозов становится самым прибыльным в области.

И вот, наконец, ВОВ! Практически все мужское население «реки» призвали в армию. В августе 1941 года немец уже стоял на пороге Ефингара. Эвакуация жителей была проведена неполноценно.


Противник ворвался 12 августа. Этот день был роковым для жителей Ефингара! Под руководством фашистских оккупантов полицаи во главе с начальником районной жандармерии Е. Руденко при участии местных жителей, прежде всего немцев, всех евреев согнали в школу, а потом повели в песчаный карьер неподалеку от села.

Именно там и раздались выстрелы, положившие конец славному селению. 521 человек, среди которых 377 детей, то есть все еврейское население Ефингара, по разным причинам, оказавшиеся под властью гитлеровских оккупантов. Ни одному еврею, из находившихся в то время в колонии, спастись не удалось.

Ейлик и Йосл Кригеры у памятника погибшим ефингарцам. 1990 г.

Советская Армия освобождала Ефингар уже мертвым. Отцы и деды, вернувшиеся с фронта с трудом добивались перезахоронения своих родственников на их родном месте... Через год колонию селение нарекли в Плющевку. Бывшие ефингаровцы построили за свои средства в 1953 году памятник убитым близким с надписью : «Здесь похоронены жертвы немецко-фашистского варварства, убитые 10 сентября 1941 г. в количестве 521 человек».

Одна из уроженок колонии Ирина Геллер в книге «Из жизни врача» описала страшные события так: «Когда в Константиновке, где происходил расстрел фашистами ефингарцев, в присутствии родственников вскрыли песчаный грунт, многие увидели и узнали сохранивших свой облик в песке, как в консерванте, родственников и близких. Кто-то узнал свою жену и ребенка, сидевшего на ее руках и прижимавшегося к материнской груди. Один из приехавших на кладбище в матросской тельняшке опознал свою сестру-школьницу с заплетенными косичками и потерял сознание. Молодая мать держала в руках молочную бутылочку с истлевшей соской, а рядом лежал ее годовалый ребенок. Тут же нашли мать в обнимку с дочерью-десятиклассницей. В них узнали Добу и Хаюсю Боград. Раввина Токаревича фашисты подвесили за бороду и сожгли живым, а его сына-художника заставили рисовать горящего отца. Сына раввина, потерявшего разум, тут же расстреляли...»

Колония Ефингар подарила обществу таких замечательных своих сыновей :

Шор Исаак (1900-1964 США), президент международной ассоциации стоматологических исследователей в 1941-1942 гг., доктор наук.

Аржанов Михаил Александрович (1902-1960), член-корреспондент по отделению общественных наук.

Шойхет Роман (1931-1993), еврейский журналист и писатель, член Союза писателей России.


По материалам: efingar.narod.ru

Таня Грачева

Последние новости

Телеведущий Коля Серга разыскал родных и близких девочки Софии из Николаева
18.05.22 14:22
В Николаеве пройдет благотворительный футбольный турнир ради помощи ВСУ. Не хотите поучаствовать?
14.05.22 12:16
Теперь в Николаеве будут курсировать пять экологичных автобусов-гармошек. Это помощь городу из Варшавы
14.05.22 10:15
Спасают жизни работой и заботой: николаевские медсестры отметили профессиональный праздник танцем в стиле диско
12.05.22 12:15
Ангелы войны: художники создали арты погибших николаевцев и разрушенных зданий от российских ракет
11.05.22 16:41
Весна среди разрухи и человеческой трагедии: здание ОГА спустя месяц после удара оккупантов
03.05.22 11:15
Фонд HEKS/EPER привез в Николаев 60 тысяч литров воды: «Сейчас это самый ценный и стратегический продукт»
29.04.22 19:00
Память о трагической истории и морские мотивы: представлены еще 3 варианта реконструкции разрушенной Николаевской ОГА
26.04.22 10:55
С верой, что свет победит тьму: николаевцы под угрозой обстрелов отметили Воскресение Господне
24.04.22 15:55
Искусство в войну: художники написали картины и создали арты разрушенной Николаевской ОГА
19.04.22 16:38