Николаевские судостроители выжили в начале ХХ века, делая мосты, трамваи и краны

04.06.2013 15:45

АО «Общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» появилось 21 октября 1897 года благодаря заморскому капиталу.

12 миллионов франков из кармана бельгийского банкирского дома Роберт Сюрмонд дали старт мощнейшему развитию судостроения в Николаеве. Но кроме крейсеров и броненосцев, тут строили уникальные паровозы, паровые машины и двигатели, мосты для Сибири, трамваи и краны.

Подтверждением тому является подробный фотоальбом 1911 года с фотографиями крупнейшего в прошлом судостроительного завода, который оцифровал и выложил в сеть на собственном сайте Юрий Любаров.

«Оцифровал фотоальбом 1911 года с фотографиями крупнейшего в прошлом судостроительного завода. Сделал бесплатный сайт на бесплатной платформе. Из 126 страниц альбома уже выложил 50. Работа ведётся. Как говорится, заходите, смотрите, позитивно ностальгируйте, рекламируйте»- написал Любаров в Facebook.

На заводе был сооружен первый в Российской империи крытый эллинг для судостроительного отдела. Работали также машиностроительный, вагоностроительный и котельно-мостовой отделы, мастерские по сборке артиллерийских установок для броненосцев. Имелись мощности для производства корабельных двигателей. А котельная мастерская завода по размерам и богатству оборудования является одною из лучших в России.

Тем не менее, несмотря на преимущества завод не получал крупных казенных заказов, поэтому был вынужден налаживать производство и в другом направлении. В лучшем случае завод довольствовался постройкой главных механизмов и башенных устройств крупных судов, лишь мечтая о строительстве целого броненосца со всем его снабжением и оборудованием. В итоге, здесь развивалось и машиностроение: строились мосты, котлы, машины, включая паровозы и трамваи, развивалось крупное стальное и чугунное литье. В итоге оборот от подобных заказов значительно превзошел тот, который был получен судостроительным отделом.

Вскоре на предприятие пришли французские инвестиции, в результате чего в июне 1911 года «бельгийский» завод стал «французским», переименовавшись в АО «Общество Николаевских заводов и верфей». Но в историю мощнейший промышленный гигант вошел под именем завода «Наваль», им. Марти, имени Носенко, а затем и как «Черноморский судостроительный завод», в последствие одним из первых поставивший точку в смертельном диагнозе николаевского кораблестроения.

Последние новости

Видео дня: николаевские врачи спели «Ой у лузі червона калина» и показали, как работают под обстрелами
27.05.22 12:58
Видео дня: главный николаевский полицейский прокатился на боевом кабриолете BMW
24.05.22 18:46
На капоте боевого кабриолета BMW в Николаеве погасили новые почтовые марки «Русский военный корабль… ВСЕ»
23.05.22 15:01
Финалистка «Мисс Украина 2021» показала, как выглядит после ракетного обстрела ее квартира в Николаеве
23.05.22 13:13
«Гарячих голів у нас вистачає»: мэр Николаева объяснил, куда исчез памятник Пушкину
21.05.22 19:32
Отправился вслед за русским кораблем? В Николаеве с постамента исчез памятник Пушкину
21.05.22 17:50
Телеведущий Коля Серга разыскал родных и близких девочки Софии из Николаева
18.05.22 14:22
В Николаеве пройдет благотворительный футбольный турнир ради помощи ВСУ. Не хотите поучаствовать?
14.05.22 12:16
Теперь в Николаеве будут курсировать пять экологичных автобусов-гармошек. Это помощь городу из Варшавы
14.05.22 10:15
Спасают жизни работой и заботой: николаевские медсестры отметили профессиональный праздник танцем в стиле диско
12.05.22 12:15