Выпускник Николаевской Александровской гимназии Моше Гиммельфарб стоял у истоков становления и развития будущего независимого государства Израиль. И на своем опыте испытал тяготы еврейской эмиграции и национальных погромов в заурядном провинциальном Николаеве, где получил образование и первый опыт
Моисей Иосифович родился в 1893 в уездном Очакове в семье адвоката. Все его детство и молодость была связана с Николаевом, где он учился и служил в армии.
Отличительной чертой Гиммельфарб было то, что уже в том возрасте он вел свои дневники. В них он записывал многое – что делал, где бывал, что видел в городе, будь то катания на лодках в Спасске, спектакли в Иллюзионе или футбольные матчи. Моше был человеком педантичным и основательным, все дневниковые записи тщательно датированы, странички пронумерованы - образцовый настоящий архив.
Из дневников мы можем узнать многое и о самом авторе, о его семье, а так же и Николаеве с его окрестностями, где раньше было много еврейских колоний.
Вот забавно наблюдение николаевской жизни: «Катался в Спасске на лодке. Весело…Футбольный матч между англичанами и одесситами. Победа за Николаевом. Выселяют евреев из Николаева. Вот – сволочи!».
А это случай в Очакове: «Приехал домой в Очаков. В городе событие. Увидели даму в шароварах. Увидя это, толпы бросились в погоню за ней. Каждый проходимый, невольно свой взгляд обращал на нее».
Моисей тщательно описывает свою жизнь и судьбы своих родных, друзей и товарищей. В его классе большинство было еврейских детей. А сам он регулярно посещал вечера «Хануки» в синагоге или Городском Собрании, различные сионистские лекции. Описывал судьбы близких, многие из которых навсегда уезжали в Америку, так как в связи с участившимися еврейскими погромами на Юге империи началась очередная волна эмиграции. Тщательно следил за ходом скандального «Дела Бейлиса» и расследованием убийства Петра Столыпина, приобрётшего остро негативный характер по отношениям к евреям.
С началом Первой мировой войны был призван в армию, был дважды ранен.
После Февральской революции 1917 г. был избран комиссаром г. Павлограда Екатеринославской губ.
В 1918 г. поступил в одесский Новороссийский университет, где изучал право и экономику.
В 1919 г. был заместителем городского головы г. Очакова и заместителем командира городской самообороны против наступавших большевиков.
До 1914 г. — член Сионистской организации России, затем — «Цаирей Цион» и СТП.
Был членом местных и окружных комитетов, участвовал во всероссийских конференциях. Был председателем очаковской еврейской общины, николаевского ородского сионистского комитета и общества «Цаирей Цион».
Трижды арестовывался большевистскими властями за сионистскую деятельность (в 1919, 1923 и 1924 гг.).
фото 1915 г. Вольноопределяющийся 282-го Александрийского пехотного полка 71-й дивизии
Основной массе арестованных в начале сентября 1924 г. предъявлялось обвинение в сионистской деятельности, которая в ту пору (по действовавшему тогда Уголовному кодексу подлежала ответственности по статье 61 «Участие в организации или содействие организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии» и каралась «высшей мерой наказания и конфискацией всего имущества, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания. Между тем, многие арестованные стандартно приговаривалась к минимально возможному сроку ссылки — трем годам, предназначенному для «не ведавших, что творивших» (что вряд ли можно отнести к активистам сионистского движения), а некоторые просто освобождались. Через какое-то время для некоторых ссылка заменялась высылкой в Эрец Исраэль (буквально `Земля Израиля`). При этом высылка обычно оговаривалась пожизненным лишением права на возвращение, и попытка в будущем пересечь границы СССР рассматривалась как тяжкое уголовное преступление, влекущее за собой в виде наказания «высшую меру социальной защиты», что на языке той эпохи означало смертную казнь. У Гиммельфарба был выбор, и он выбрал отъезд из страны. Как оказалось, навсегда.
фото 20-х г.г.
1924 г. Члены сионистской организации
На Земле Обетованной работал строителем и учетчиком в тель-авивской мэрии, затем советником экономического отдела Еврейского агентства, председателем тель-авивского отделения партии ревизионистов, членом центра и секретарем партии ревизионистов (в период руководства партией З. Жаботинским), председателем правления клуба друзей «Бейтара» в Эрец Исраэль и многих других организаций.
Во время арабского мятежа 1929 г. был командиром отряда «Хаганы» в Тель-Авиве. Окончил Иерусалимский университет (по специальности «Государственное право»). Участвовал в работе двадцать второго Сионистского конгресса 1946 г. в Базеле. Был одним из создателей и председателем совета директоров «Института Жаботинского».
Активно сотрудничал в газетах «Ха-Ярден» и «Ха-Машкиф». Внес заметный вклад в развитие Эрец Исраэль и Государства Израиль. Умер в 1969 г.
Постановление от 1924 г. о направлении дела М. И. Гиммельфарба Одгубпрокурору на прекращение, в связи с выездом Г. в Палестину
60-е г.г.
По материалам: moshehimmelfarb, ochakiv.info