«Все случается с девочками и с мальчиками, которых ограждают», – психологиня о половом воспитании

10.01.2022 10:00

Сексуальное просвещение все еще представляется многим как нечто деморализующее и необязательное. В украинских детсадах и школах тема секса поднимается опосредованно на «классных часах», уроках по основам здоровья и биологии не без стереотипов, а также стеснений даже со стороны преподавателей.

Тем не менее, согласно исследованиям, в отдельных странах внедрение сексуального образования помогло уменьшить количество нежелательных беременностей среди подростков, ранних половых контактов и незащищенных половых актов. Кроме того, было доказано, что сексобразование не ускоряет начало половой жизни, а это один из наиболее часто звучащих аргументов против него.

Ранее NikLife писал, как мэр Николаева и депутаты горсовета разговаривают со своими детьми о сексе. Почему нам стало это интересно? Потому что в современном обществе до сих пор сохраняется стигматизация интимной составляющей человеческой жизни. В украинских учебных заведениях нет отдельного курса полового воспитания, а родители зачастую спешат переложить ответственность за разговоры о сексе на учителей. При этом, по данным Центра медицинской статистики Минздрава, только за 2020 год украинки совершили более 61 тысячи абортов.

Мы поговорили с психологиней Еленой Баевой и задали ей ряд вопросов о важности сексуального воспитания, как может повлиять на будущее ребенка отсутствие базовых знаний и замалчивание этой темы, а также уточнили, когда и как нужно разговаривать о сексе и физиологических процессах с ребенком.

Не секрет, что сказка о «принесенных аистами и найденных в капусте детей» все еще актуальна и в наше время, так как даже сейчас, в век инновационных технологий, на вопрос ребенка «Откуда я появился?» некоторые родители в страхе и стыде предпочитают отвечать заготовленными отговорками. Однако, подобные вопросы очень важны для ребенка и поэтому имеет значение, как родитель преподнесет явление ребенку.

Об этом говорит и психологиня, отмечая, что восприятие этой темы зависит исключительно от окружения и «головы». Ведь, большую роль играет среда, где ребенок воспитывается. Поэтому, важно быть откровенным и честным с ребенком, чтобы он имел возможность слышать правдивую, а не придуманную, информацию в семье и видеть правильные примеры, а не формировать взгляды со слов своих сверстников на улице или в школе.

В частности, и касательно информации о его появлении. Не нужно бояться того, что ребенок начинает узнавать подробности в самом раннем детстве, стоит подавать информацию порционно, – уверена психологиня. Более детально про секс можно рассказать позже, когда ребенок будет готов услышать больше информации. Когда он уже начал активно интересоваться этой темой на физиологическом уровне, может быть поздно только готовить ребенка к теме.

«Когда спрашивают «Откуда берутся дети?», не нужно придумывать всякие истории, что «в капусте нашли», «из семечка получился», и так далее. Ребенок не полезет в глубь темы и достаточно сказать, что появился из живота. Этого будет достаточно в первый период. Потом уже начиная процесс обучения, когда мозг готов к получению информации, можно рассказать, что и когда. Чтобы он уже был к этому готов», – рассказывает психологиня.

По мнению Елены, готовить ребенка к подобным разговорам можно уже с первого класса, но это индивидуальный момент, так зависит от особенностей развития ребенка. В любом случае правильно рассказывать обо всех аспектах отношений, но на том уровне, к которым ребенок готов на данный момент. Также важно подготовить его и к будущему, и к той информации, которую он, в любом случае, будет слышать от окружающих.

Но для этого родитель должен быть открытым с ребенком, честно и доступно доносить ему информацию о взрослении организма, физиологических процессах и так далее.

— Когда вы начинаете этот разговор с ребенком, то важно показать, что это абсолютно нормальная тема, никак не стесняться при разговоре, не прятать глаза, не стыдиться и всячески показывать, что это «не срамная часть жизни». Спокойно объяснять, отвечать на вопросы и смотреть в глаза. Родителю важно предупредить ребенка о возможных последствиях и подготовить его. Это точно такая же часть жизни, как и все остальное, это важная часть и этого нельзя стесняться. И важно предупреждение об ответственности», – объясняет психологиня.

Обязательно рассказывать о методах и правилах контрацепции. Елена отмечает, что можно не только объяснить на словах, но и даже повести в аптеку, показать, как покупать, как использовать, и как выбирать средства контрацепции, чтобы избежать нежелательных последствий. Ведь это все важно для здоровья человека, так как «тело должно быть здоровым прежде всего, чтобы получать удовольствие».

«Если даете информацию для подростка, когда это уже случилось, то имейте в виду, что не нужно нотаций. Сделайте так, чтобы этот опыт первый, или второй, третий, даже если был не очень хороший, то пусть дальше все-таки секс приносил удовольствие и комфорт. Стоит рассказывать, как предохраняться, что будет, если заболеете, где сдавать анализы, что все это сейчас платно, и что вы в ответе за ваше здоровья, а не вам кто-то должен», – отмечает Елена.

И снова вернемся к вопросу о том, когда же лучше разговаривать с ребенком на все интимные темы. Как психологиня и говорила ранее, начинать «предупреждение» можно уже с первого класса. Однако, дальше ребенку, в любом случае, придется объяснять больше и детальнее, так как у некоторых девочек уже в третьем классе начинаются месячные, и они должны быть к этому готовы.

Половое созревание неизбежно. Как подготовить ребенка

По словам Елены Баевой, лучше преподнести информацию о физиологических процессах заранее, чтобы у ребенка не было шока от того, что происходит с его организмом. Девочке нужно быть готовой к менструациям и овуляции, как и мальчикам – к поллюциям и половому созреванию. Важно рассказывать о средствах гигиены, какие могут случаться конфузы, как их избежать и прочее. Если же ребенок стесняется в школе сказать учителю физкультуры, к примеру, про критические дни, то можно пойти вместе с ребенком и поговорить, чтоб показать, что ничего стыдного в этом нет, – советует психологиня.

Нужно объяснить, какие чувства могут возникать между людьми, но опять же, подчеркивает Елена, не всегда нужно вдаваться в подробности, а порционно подавать информацию, не «лезть в книжки» при первом же разговоре. Если вы объяснили ребенку и ответили на его вопрос и он не просит вас уточнять, то на сегодняшний день вы правильно и четко донесли информацию. Но вы все еще должны оставаться открытыми для дальнейших вопросов ребенка, так как пожизненного запаса секс-образование просто не существует.

Еще одной проблемой может стать ситуация, когда родители в разговоре называют гениталии различными уменьшительно-ласкательными словами. Психологиня считает, что не обязательно рассказывать семилетнему ребенку о том, как они устроены, достаточно объяснить, что будет происходить при созревании и почему. Рассказывать, как они могут видоизменяться. Если сами родители не знают всех этих процессов, то всегда можно найти информацию в свободном доступе. Но ни в коем случае не называть половые органы стыдливыми словами, не использовать матерных слов и выражений, потому что это такая же часть тела, как и другие.

Бывает такое, что родители, по тем или иным причинам, не могут поговорить о сексе и анатомии человека, не знают, как начать и подать информацию. В таком случае, советует Елена Баева, можно обратиться к детскому психологу или гинекологу. В подростковом возрасте ребенок уже должен знать подробно все: от профилактики заболеваний до того, как мальчику или девочке вести себя друг с другом, чтобы интерес и незнание не привели к противозаконным и печальным последствиям.

«Говорить о профилактике заболеваний, беременности, и даже о чувствах, чтобы мальчик был готов, что если у него такое желание проснется, чтобы это не привело к насилию, и предупредить про уголовную ответственность. Потому что это ваш завтрашний день. И девочку тоже предупредить, что она на все имеет право, и сказать «нет» и так далее. Предупреждайте эти случаи, имейте всегда возможность проконтролировать, чтобы подросток не оказался в ситуации один на один, чтобы у него всегда была возможность помощь попросить, чтобы была базовая безопасность. Чтобы не случилось так, что девочка не знала, к чему это может привести и спокойно отдалась, даже если это друг семьи», – подчеркивает Елена.

Иногда родители думают, добавляет специалистка, что его ребенка это не коснется, но не нужно забывать, что это природа и рано или поздно все равно это случится. Важно быть в этом вопросе ребенку «другом, который раскрывает эту жизнь в полной своей красоте, в многообразии», а не тем, кто запрещает. Потому что все в жизни человека «начинается с семьи».

Нужно ли вводить сексуальное образование в школах и к чему приводит его отсутствие

Безусловно, сексуальное образование должно преподаваться и в школах, считает психологиня, но «школа – это все-таки чужие люди». И к тому же, ребенок может пропускать занятия или учиться онлайн. По словам психологини, ответственность в первую очередь лежит на родителях.

«Если что-то с ребенком произойдет, вы же будете отвечать, штрафы платить, с родителями разговаривать. Поэтому это ваша зона ответственности», – объясняет специалистка.

Когда ребенку рассказывают эту информацию в школе, то также важно спросить, что именно они проходили, и все ли ребенок понял. Если у него остались вопросы, постарайтесь ответить на них. Возможно, дополнить. Если ему стыдно поднимать эту тему, тогда объясните, что это нормально и часть жизни.

Даже несмотря на все обилие информации сейчас и то, что она доступна почти каждому, родители все еще стараются обходить эту тему стороной и даже вопросы о физиологических аспектах, например месячных, не всегда поднимают и объясняют. Поэтому мы решили спросить у психологини, к чему может привести недостаточные знание в этой области и чем опасно.

В свою очередь Елена Баева подтвердила то, что это может быть опасно для самого ребенка, а точнее для его восприятия тела. Так как, если его не посвятили во все физиологические процессы, которые происходят во время полового созревания, то он может надумать себе, что он чем-то болен, у него начнутся фобии. В частности, у девочек, если она не будет знать что такое месячные, «даже несколько минут страха» при виде крови могут вылиться в фобию. В любом случае это будут неприятные эмоции и не нужно добавлять ребенку стресс еще и в этом аспекте жизни.

Психологиня отмечает, что отсутствие сексуального образования может привести не только к печальным и противозаконным действиям, но и к тому, что в будущем ребенок будет бояться. Из-за табуирования секса взрослый может не получать удовольствие, либо иметь ложное представление о противоположном поле и интересах его представителей.

«Google и информационное пространство – это одно, а когда в глаза ваша информация, ваше отношение, ваша открытость, ваша правда – это совсем другое [...] Самое плохое – это не просвещение своих детей. Лучше раньше, чем когда это случилось и вы потом говорите, что не ожидали и вот у вас было по-другому. Не ровняйте все по себе. Сейчас уже и другие дети, другое информационное пространство, все по-другому. И ребенок должен быть готов к обвалу этой информации, что его кумиры, например, говорят об этом. Потому что оградить от жизни невозможно. Если вы считаете, что вы отобрали там телефон или запретили, то это не значит, что ему кто-то не скажет. И, как правило, случается вся х*рня с девочками и с мальчиками, которых ограждают», – подчеркивает психологиня Елена.

В крайнем случае, советует она, если нет примера мужчины в семье, то можно обратиться к родным и попросить помощи, чтобы объяснить это мальчику.

Что же касается ситуации с сексуальным образованием в стране в целом, то Елена отмечает, что не может дать оценку, но «всегда хочется лучше». По ее опыту, сейчас немало родителей занимаются своими детьми касательно данного вопроса, ходят к психологам. Также сейчас есть психологи, которые ездят по школам и проводят просветительскую работу. Однако, статистика по различным венерическим заболеваниям и прочему, пока, «говорит сама за себя».

Поэтому в вопросе, как преподнести ребенку эту щепетильную тему есть две стороны медали: «С одной стороны дать ребенку эти знания, обезопасить, с другой стороны – не овульгарить и не сделать так, что он всего будет бояться». Специалистка также добавляет, что полностью «за» то, чтобы сексуальное образование преподавалось в школах, так как люди не всегда умеют даже общаться друг с другом и выстраивать отношения.

«Мы не умеем общаться, мы не знаем отличие мужчины от женщины. Мало того, чтобы психолог просто был, потому что психолог это уже для разруливания каких-то ситуаций или тестирований. А именно подавать как выстраиваются отношения, что происходит с человеком, как их регулировать и так далее. Наверное, стоит это больше ребенку преподавать и открывать жизнь во всех ее проявлениях», – делится психологиня.

Нередко на просторах интернета можно встретить различные статьи о том, что сексуальное просвещение в школах должно преподаваться через призму религии и христианских ценностей. В частности, не так давно в украинских школах вспыхнул скандал из-за введения курса «Основ семьи» для учеников 10-11 классов, что был призван научить детей, как правильно планировать и воспитывать детей. Многих родителей и пользователей сети возмутило то, что информация подавалась с позиции христианских устоев и имело много противоречивых тезисов, которые касались интимных процессов, контрацепции и гендерных ролей в семье.

«Религию нельзя связывать, потому что религия иногда эксплуатирует эту тему для популяризации своей темы. Детям нужно воспринимать это как часть жизни. Ведь, действительно, это важная часть нашей жизни», – отмечает Елена.

Как реагировать на мастурбацию и просмотр порнографии

Большие споры вызывает и тема порнографии: как оградить детей от этого и возможно ли это. По мнению нашей собеседницы, важно научить своих детей «проявлять любознательность в нужное время и в нужных вещах». Объяснять им, что там не просто так стоит ограниченения и что это картинка, которую нельзя брать за эталон поведения.

«Если это закрыто, объясняйте, что это имеет место быть, но это не для твоего возраста и это не то, чему стоит учиться, потому что это тоже картинка. Нельзя брать это за эталон и, опять же говорю, будьте откровенны», – объясняет Елена.

Если это уже произошло и ребенок посмотрел интимный ролик, то важно спросить и объяснить ребенку все касательно того, что он видел. Но «говорить без оценок» и вести диалог с человеком, который знает, что нельзя в жизни, а что можно. Так как именно вы направляете ребенка и смотрите чем он занимается и лучше пусть он вам рассказывает все честно и задает вопросы, чем будет скрывать от вас все.

«Объясняйте все ребенку. Скажите, что не можете оградить, но вам бы хотелось и объясняйте свои позиции. Но ни в коем случае не с оценочным, что все плохо, все пропало. Если это уже произошло, то не клеймить «как ты мог», а объяснить, как это должно быть», – рассказывает психологиня.

Не менее щепетильной темой, вызывающая много споров, табу и предрассудков является мастурбация.

И хотя она не раз была предметом научных исследований, которые доказали, что в этом нет вреда здоровья, а даже наоборот – нормальный и часто полезный процесс для организма, это все еще табуированная тема для многих людей. Все это порождает запреты и нередко родители физически наказывали своих детей, когда узнавали или случайно заставали их за этим процессом, грозились «отрубить руки» и ругали детей. Такое поведение, по мнению психологини Елены, может привести к проблемам в будущем, непринятию своего тела и так далее. Это все природные процессы, в удовлетворении которых нет ничего плохого.

«И это физиологические процессы, это все равно этап становления вашего сексуального образования (...) Сейчас уже доказано, что ничего в этом нет плохого. Лучше это будет так, чем где-то кто-то, чтобы удовлетворить эти потребности. Вы же не ругаете ребенка, если он хотел есть и купил где-то пирожок. И тут тоже самое, если есть у организма потребности и если нашел уже выход такой ваш ребенок, то не нужно «отрубать руки», – подчеркивает психологиня.

Подобные запреты могут привести к тому, что у девушки будут проблемы с фригидностью: она не сможет получать удовольствие, у нее будет непринятие своих эмоций, тела, развития. Это приводит к тому, что она не сможет раскрыться и рассказать об этом никому, в том числе и своему партнеру. Так как это все тянет за собой отношение потом и к сексу, и к мужчинам.

В частности, добавляет она, если вы застали ребенка за этим занятием, нужно поговорить с ним, рассказать ему, что он может это делать, что это естественно, но это не нужно показывать, так как это интимные вещи. Возможно, даже рассказать о своем опыте и как происходит развитие организма.

Психологиня Елена Баева подытоживает, что сексуальное образование играет довольно большую роль в становлении человека и оно необходимо, чтобы «принять жизнь такой, какая она есть».

«Жизнь, она многообразна и это составляет еще одну ее часть. Кроме этого она несет в себе репродуктивную функцию и основополагающую. Многие патологии, многие извращения именно от запретов, от непонимания, от неправильного отношения. Поэтому, как вы научите обращаться со своим телом, со своими чувствами, то это потом и будет жить в человеке и отрываться в нем. То есть это для того, чтобы получать удовольствие. Для чего мы все рождаемся? Для счастья, чтобы быть счастливым во всех аспектах своей жизни и в этом тоже», – подытожила Елена.


Можно сказать, что ситуация с сексуальным образованием все еще остается на довольно неопределенном уровне, но положительные сдвиги в этом вопросе все же есть.

В последнее время данная тема все чаще фигурирует в различных СМИ, опросах и прочем, где поднимается ее важность для развития ребенка. Сейчас многие родители действительно стали уделять этому больше внимания и говорить со своими детьми о сексе и половом созревании. Но в школах сексуальное образование пока остается на уровне инициативы самих преподавателей и директоров школы, а также различных организаций, которые приезжают в учебные заведения с лекциями.

Последние новости

Время победить рашизм, как когда-то – нацизм. Рассказываем, что значит лэнд-лиз, принятый Америкой второй раз в истории, теперь специально для Украины
10.05.22 12:09
Дмитрий Комаров познакомился с талисманом черниговских пиротехников Патроном. Рассказываем историю четырехлапого сотрудника ГСЧС
10.04.22 14:30
Завела Instagram и радовалась билету на концерт любимой певицы: история Ирины из Бучи, которую убили российские оккупанты
07.04.22 17:30
5 сервисов, где можно получить бесплатные консультации врачей во время войны
05.04.22 10:56
Все началось с любви: история создания турецкого беспилотника Bayraktar
22.03.22 15:00
Побег от войны. Онлайн-сервисы, которые помогут вам при эвакуации
22.03.22 09:31
Портал в мир без взрывов: 7+ издательств и магазинов, которые сделали бесплатным доступ к своим книгам
14.03.22 16:57
ТОП-20 фильмов о контексте событий в Украине, которые помогут понять происходящее и вам, и иностранцам
10.03.22 18:36
Історія: як киянка збила ворожий дрон банкою з помідорами
09.03.22 10:48
«Другим хуже, чем мне». Что такое «синдром вины уцелевшего» и как с ним справиться во время войны
04.03.22 12:15