«Не могло быть такой прически»: под знаменитым портретом «Моны Лизы» ученые обнаружили угольный набросок

Прочитали: 1420

Ученые из Университета Пуатье (Франция) выяснили, что при создании  портрета «Моны Лизы» Леонардо да Винчи использовал технику спольверо – предварительный набросок, о котором раньше ничего не было известно, пишет BBC.

Исследование длилось 15 лет. В 2014 году представители Лувра, где хранится картина, пригласили инженера Паскаля Котте для оцифровки картины с помощь Lumiere Technology – мультиспектральной камеры высокого разрешения. Это техника позволяет увидеть дополнительные изображения между слоями краски.

Так, камера Котте обнаружила на картине угольные линии  в у руки и линии волос на голове Моны Лизы, что по мнению ученых, свидетельствовало об использовании художником переводного наброска. то означает, что Леонардо да Винчи перенес изображение на деревянную панель углем — через отверстия, сделанные в линиях эскиза, как через трафарет.

Инженер отмечает, что его открытие «меняет историю культового символа западной живописи», так как доказывает, что при создании полотна использовали подготовительный рисунок.

Кроме этого инженер также обнаружил на скрытом эскизе в волосах Джоконды является шпилька, которая ставит новые вопросы о замысле художника.

«У Моны Лизы не могло быть такой прически. В те времена во Флоренции такое было невозможно», — говорит ученый.

Котте предполагает, что такие шпильки могли изображать на портретах «реально не существующих женщин», — например, богинь или даже Девы Марии.

В 2015 году Котт заявлял, что нашел под «Джокондой» второе изображение. Тогда он предпологал, что скрытая картина может оказаться портретом настоящей Моны Лизы, а известный всем портрет — это изображение другой женщины. Однако специалисты поставили его заявление под сомнение, а Лувр отказался комментировать его заявление, добавив, что он не входит в исследовательской группы музея.

Также угольные линии «наброска»на картине показали, что художник решил поменять позу своей натурщицы и повернул ее голову немного в сторону. Возможно, Леонардо да Винчи сделал это потому, что хотел создать эффект пристального взгляда.

Эксперты говорят, что нашли «обнаженный эскиз» Джоконды

Считается, что Леонардо да Винчи работал над своим шедевром в период с 1503 по 1517 год. Тогда он жил во Флоренции, а потом во Франции. Ученые давно спорят, кто же изображен на картине. Считается, что это Лиза Герардини – жена флорентийского торговца шелком.