Исследование: гормон удовольствия влияет на чувство времени

Прочитали: 352

Последние исследования показали, что гормон удовольствия дофамин влияет и на человеческое чувство времени.  Он ответственен за мотивацию и играет ключевую роль в процессах, связанных с достижением цели. Ученые считают, что это открытие изменит наш подход к обучению. 

Дофамин влияет на то, как мы воспринимаем время.  Эмоции, события и жизненные обстоятельства могут как ускорить течение времени, так и замедлить его. Нам кажется, что сердитые лица остаются на экране дольше, чем нейтральные, пауки — дольше, чем бабочки, а красный цвет — дольше, чем синий. Когда мы ждем, время тянется медленно, а когда развлекаемся — летит быстро.

В статье, опубликованной в прошлом месяце в журнале Nature Neuroscience, трое исследователей из Института Вейцмана в Израиле представили новые данные о том, какие факторы влияют на наше восприятие времени. Они привели доказательства существования связи между восприятием времени и системой вознаграждения и наказания и продемонстрировали, что восприятие времени зависит от ожиданий.

«Каждый знает, что, когда нам весело, время летит незаметно. Но если быть более точным, время летит, когда мы веселимся больше, чем ожидали», — отметил исследователь в области когнитивной нейробиологии Самюэль Гершман из Гарвардского университета.

Мозг не рассматривает время как нечто единое. В его восприятии задействованы разные участки мозга и разные нейронные механизмы.

Ученые установили, что нейромедиатор дофамин играет ключевую роль в восприятии времени. Но единого мнения насчет того, какое именно влияние он оказывает, до сих пор нет.

Связь дофамина с восприятием времени — настолько интригующее открытие отчасти потому, что этот нейромедиатор также играет очень важную роль в обучении. Получение неожиданного вознаграждения (так называемая ошибка предсказания награды) провоцирует выброс дофамина, который мотивирует нас двигаться дальше.

Ключевая роль дофамина в обучении и восприятии времени — не совпадение. Некоторые наркотические вещества (например, метамфетамин) и неврологические заболевания (например, болезнь Паркинсона) влияют на оба процесса и вызывают изменение уровня дофамина. И само обучение — то есть установление зависимости между действием и результатом — подразумевает связь между событиями во времени.

«В основе обучения с подкреплением лежит информация о времени», — рассказал нейробиолог Джозеф Патон из Фонда Шампалимо в Португалии.

Но ученым еще предстоит выяснить, как в мозге связаны (и где именно возникает эта связь) обучение с подкреплением и восприятие времени.

«Эти два явления долгое время изучались по отдельности. Никто не задумывался о том, что обучение с подкреплением и восприятие времени, в которых задействован один и тот же нейромедиатор, могут быть взаимосвязаны», - подчеркнул психолог Мартин Винер из Университета Джорджа Мэйсона

Напомним, что ученые пришли к выводу, что человеческий мозг намного лучше запоминает местонахождение вредной пищи, нежели здоровой.